12 февраля 2013 г.

Ожидание лета


Три дня назад  ребята-журналисты спросили, какая книга у меня любимая. Я долго думала, а ответ так и не дала. За 20 лет я прочитала много произведений (никогда не считала, но уверена, что достаточно большое количество), некоторые перечитывала по 2-12 раз. Никогда не скажу, что это было связано с тем, что каждый раз я находила что-то новое. Нет. Просто мне нравится и все. Почему бы не перечитать?

Но сейчас, в три ночи я поняла, что любимая книга есть. Она называется «Ожидание лета». Заголовок слегка легкомысленный, а содержание…содержание нет.

Мне было лет 10 лет, вечер, я у бабушки и дедушки дома. В поиске чего-то «не знаю чего» я открыла книжный шкаф. Гайдар, Толстой, Чехов, Пушкин…огромное количество книг разного времени и разных эпох. Мой взгляд упал на нестандартного формата грязно-голубого цвета книгу. На ее обложке был непонятный рисунок, она была тяжелее остальных и вообще не внушала мне никакой симпатии. Я уже было отложила ее, и снова обратилась к сотне других книжек, но почему-то захотелось открыть эту.  Ушла в «детскую», села, открыла и…закрыла. Помню свою мысль как сейчас «не доросла».  Сложно, непонятно, неинтересно. Тот вечер я провела с «голубой чашкой» Гайдара и другими его рассказами. Однако, «грязно-голубую» книгу убирать на полку не стала.  Оставила в шкафчике «детской».



Мне 12. Случайно открыла шкаф, в котором лежали игрушки, с которыми уже не играла, аппликации с детского сада, тетрадки и прочая ерунда, которая не нужна, но выкидывать жалко. Рука потянулась к этой книге. Открыла и больше не могла оторваться.

Сколько слез, улыбок, сочувствия, восхищения, страха, горя и радости было пережито с каждой строчкой этого произведения. Как сильно эта книга изменила меня – двенадцатилетнего ребенка. Как часто я вспоминала главного героя и не давала себе никаких поблажек, потому что «он смог, значит, смогу и я».

Издательство книги – «детская литература».
Автор книги: Владимир Ляленков

Книга о войне. Великой Отечественной. Книга о Борисе Картавине (Карте), его друзьях, семье, войне.  Ему было десять, когда началась война. Может быть, рассказ о том, как они устроили «партизанский детский штаб» в лесу, чтобы фрицы не увезли их на  работы в Германию - выдумка, может, то, что они убежали из К-лагеря неправда, может, то, что они потеряли друга, который не успел убежать тоже ложь, потому что этого друга вовсе не было. Может это и не случалось конкретно с Картавиным, но в эти ужасы войны я верю. На протяжении всей книги, в моих глазах, эмоциях, чувствах он взрослел. К концу книги, это уже был не подросток, а вполне себе сформировавшийся взрослый человек. Наверно, как и каждый ребенок, которому довелось взрослеть во время войны.

У автора есть продолжение книги – «Борис Картавин». Его я не читала потому что «не доросла». В 16 я поняла, что мое чувство эмпатии развито слишком сильно, да и кардиограмма не самая хорошая, поэтому от эмоциональных «встрясок» пока воздержусь.  Серьезно. Я помню каждое прочтение этой книги (их было 4). Каждый раз это было очень интересно и очень тяжело.

И я даже не знаю, за что я люблю эту книгу и не люблю любимую всеми девочками «Алису в страну чудес» или «Маленького принца».  Эта книга вдохнула в меня мысли, сделала  часть меня. Эта книга научила меня уважать историю и жизнь. Научила учиться на своих ошибках (прошу прощения за речевую ошибку). 

Поклон автору. 


1 комментарий: